«Мундиры необходимы, иначе как
отличить стражей порядка от его нарушителей?»
Ян Чарный

Версия событий

Последние годы мы часто слышим печальные новости о покончивших с собой сотрудниках полиции.

Некоторые СМИ дают этому такие объяснения:

«….1 марта в Хабаровске из табельного оружия застрелился исполняющий обязанности начальника уголовного розыска 5-го отделения городского управления МВД Антон Щелкунов. По предварительным данным, причиной суицида стали неприятности в личной жизни. Погибший оставил предсмертную записку.

17 февраля сразу двое сотрудников полиции покончили с собой в Красноярском крае: сотрудник отдела МВД по Богучанскому району и сотрудник межрайонного отдела «Канский».

В тот же день в городе Скопине Рязанской области совершил самоубийство сотрудник ГИБДД, служивший командиром взвода ДПС. Мужчина находился на своем рабочем месте. Погибшему было 44 года.

12 февраля в одной из квартир города Райчихинска Амурской области покончил с собой сотрудник полиции Максим Дундуков, которому за день до этого исполнилось 26 лет. Полицейский служил кинологом. В тот день он пришел на службу, получил табельный пистолет ПМ, а в обеденный перерыв пошел домой к родственнице, где и произошла трагедия. На своей странице в «ВКонтакте» он оставил прощальное сообщение: «Ушел».

29 января в гостинице города Советска Кировской области, находясь в служебной командировке, покончил жизнь самоубийством сотрудник Отдела собственной безопасности УМВД Максим Юдин, оставив предсмертную записку. По версии сослуживцев, за неделю до этого он принимал участие в обыске у замначальника СУ МВД РФ по Кировской области Юрия Чемоданова, и начальство «доставало» Юдина из-за «безрезультативности» того обыска, не позволившего возбудить уголовное дело против замначальника СУ МВД.

8 января в в Сегежском районе Карелии у себя дома покончил с собой сотрудник МВД, работавший водителем в дежурной части. А 18 декабря в Карелии совершил суицид 34-летний заместитель начальника ОМВД России по Кемскому району. Перед этим он вел прямой эфир во «Вконтакте», выпивал и пел песни под гитару.

….примерное количество признанных самоубийств среди сотрудников полиции составляет 50 случаев в год.

В 2019 году покончили жизнь самоубийством минимум 56 полицейских РФ. Хотя по другим данным, эта цифра может составлять несколько сотен. В 2018 году доля самоубийств составила не менее 10% от общего числа смертей сотрудников полиции — и это только на основе известных случаев, так как МВД не раскрывает полную статистику, отмечает «Медиазона».

Эксперты предполагают, что на самом деле число суицидов среди сотрудников МВД значительно выше, и начальство специально замалчивает ряд таких случаев. Основными мотивами ухода из жизни полицейских являются «палочная система» и то, что «сотрудники становятся заложниками своих начальников, которые, зная о нарушениях в работе подчиненных, могут манипулировать ими… «.

https://www.newsru.com
https://lenta.ru
https://www.kp.ru

Может быть эти СМИ публикуют недостоверную информацию о причинах этих событий?

Мы так не думаем. Наше СМИ несколько лет назад публиковало журналистское расследование о проблемах сотрудников полиции Брянского региона: Офицера можно?

С тех пор утекло много воды, уволен министром на пенсию один из «героев» нашей публикации- начальник УМВД по Брянской области. Но как мы видим, проблемы у сотрудников полиции — никуда не делись…

Недавно к нам в редакцию обратился Леонид Зубков, в недавнем прошлом- сотрудник полиции отдельного батальона ППСП УМВД по Ивановской области. Зубков отдал МВД России 12 лет, проходя службу в органах внутренних дел в должности специалиста группы связи и специальной техники отделения материально-технического обеспечения отдельного батальона ППСП УМВД России по Ивановской области. Все эти годы службы он был на хорошем счету, взысканий не имел. Так и шла его служба нормально до февраля 2019 года. А то, что по его версии произошло дальше -наши журналисты постарались объективно рассказать и показать в нашем видеорепортаже из Ивановской области, предупредив зрителей:

Как нам назвать все увиденное??? Что же получается: почти 12 лет до февраля 2019 года Леонид Зубков был прекрасным сотрудником полиции, а потом вдруг сразу перестал им быть? Сразу после той истории в кафе на «обмывании » звания командира?

Следственное управление СК по Ивановской области, в лице упомянутого в видеорепортаже следователя вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, поверив коллегам Зубкова, что он настолько злоупотребил алкоголем, что падал несколько раз по дороге домой, в сопровождении двух своих коллег.

Кстати интересно, почему эти двое коллег не только никак не мешали Леониду Зубкову падать и калечиться, но и не вызвали ему «Скорую помощь»???

Чем они это могут объяснить?

Ну давайте допустим, что Леонид Зубков нагло врет всем, в том числе и журналистам. Вот только почему тогда следователь не внесла в постановление об отказе медицинские документы, поясняющие, что Зубков Леонид был трезв??? Кто помешал следователю это сделать?

Если бы Зубков действительно бы так «укушался» алкоголем, то медики увидели бы это при его обращении к ним из-за полученных травм и ОБЯЗАНЫ были указать в документах его нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Но этого не случилось.

Значит нам остается только предположить, что на самом деле Леонид Зубков был трезв, а его коллеги скорее всего — мягко говоря — «лукавят» в своих показаниях???

А еще нам очень интересно задать вопрос: почему в деле нет видеозаписей с видеокамер, копии которых были получены сотрудниками УСБ УМВД по Ивановскеой области? Куда они делись?

Разве можно назвать такую проверку обстоятельств сотрудниками СК РФ — объективной и всесторонней?

И как можно объяснить то, что произошло с Леонидом дальше? Как назвать такую внезапную перемену отношения к нему со стороны медицинских сотрудников ведомственной поликлиники?

У журналистов возникает резонный вопрос к врачам поликлиники УМВД по Ивановской области: что должен был делать человек с температурой тела более 39 градусов Цельсия( как установила вызванная бригада «скорой медицинской помощи», если его отказываются признать нуждающимся в освобождении от обязанностей из-за болезни? И что может из-за болезни натворить при исполнении обязанностей сотрудника полиции человек в таком состоянии?

Зубкова обвинили в том, что он не имел права обращаться за медицинской помощью к иным врачам, кроме ведомственных специалистов. Резонный вопрос: что должен был делать больной человек в такой ситуации?

Предполагаем по нашему впечатлению от увиденного, что в отношении Леонида Зубкова началась типичная «административная травля» с целью его увольнения. Предположительные причины тому: сотрудник «вынес сор из избы», начав защищать свои права после конфликта с руководством.

Мы для ясности процитируем фрагменты искового заявления Леонида Зубкова к УМВД по Ивановской области, поданного им в Октябрьский районный суд города Иваново.

«….С 27 ноября 2019 г по 06 декабря 2019 г, в отношении меня была проведена служебная проверка по факту нарушения мной условий контракта о прохождении службы в ОВД РФ и обязательства гражданина перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Заключением служебной проверки было установлено, что якобы мной были допущены нарушения:

— пункта 4.8 контракта о прохождении службы в ОВД РФ, выразившиеся в несообщении в течение 3 рабочих дней рапортом в соответствующее кадровое подразделение обо всех изменениях в семейном положении, составе семьи, что в свою очередь является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О службе в ОВД РФ…», в части неисполнения положений документа, определяющего его права и обязанности на службе в органах внутренних дел;

— обязательства гражданина перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне от 9 января 2017 года, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», приказом МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне», выразившееся в неинформировании кадрового подразделения ОБППСП УМВД и УРЛС УМВД об изменениях в анкетных и автобиографических данных.

Этим же заключением служебной проверки было предложено привлечь меня к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел на основании п. 7 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД РФ…» (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя).

В последующем, приказом УМВД России по Ивановской области от 09 декабря 2019 г №2383 л/с я был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из ОВД РФ, на основании п. 7 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД РФ…».

Затем, приказом УМВД России по Ивановской области от 09 декабря 2019 г №2390 л/с я был уволен из ОВД РФ на основании п. 7 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД РФ…» (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя).

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ

по факту незаконности заключения служебной проверки от 06 декабря 2019 г.

С заключение служебной проверки я не согласен, считаю его незаконным и необоснованным. Как следует из оспариваемого заключения служебной проверки, мне вменялись нарушения Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63, приказа МВД России от 20 августа 2010 г. № 600, однако в заключении служебной проверки не указано, какие именно пункты указанных законов и подзаконных актов мной были нарушены, тем более что вышеуказанные закон и подзаконные акты не содержат требований сообщать в течении трех рабочих дней об изменении состава семьи.

Более того, была нарушена процедура проведения служебной проверки, предусмотренная приказом МВД России от 26.03.2013 N 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – Порядок).

В соответствии с п. 4 Порядка, по фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации».

Таким образом, учитывая, что по мнению ответчика мной были допущены «иные нарушения режима секретности», в данном случае должна была проводится не служебная проверка в порядке установленным приказом МВД России от 26.03.2013 N 161, а служебное расследование в порядке, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. N 3-1.

Более того, считаю незаконными и выводы заключения служебной проверки, о привлечении меня к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел на основании п. 7 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД РФ…» (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя).

В нарушение требований п. 35.4 Порядка, не указаны последствия нарушения мной служебной дисциплины. С 19 августа 2019 г по 07 октября 2019 г я находился в основном отпуске, в связи с чем в силу ст. 55 ФЗ «О службе в ОВД РФ…», я свободен от выполнения служебных обязанностей. Мое семейное положение изменилось в период отпуска (30 августа 2019 г), в связи с чем я не был обязан предоставлять каких-либо рапортов в течении трех дней с момента изменения семейного положения.

В связи с чем считаю заключение служебной проверки незаконным и необоснованным.

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ

по факту признания незаконным приказа УМВД России по Ивановской области от 09 декабря 2019 г №2383 л/с

С данным приказом я не согласен по следующим основаниям: из данного приказа следует, что он вынесен на основании вышеуказанного заключения служебной проверки от 06 декабря 2019 г, которая была проведена с нарушением действующего законодательства, в связи с чем данный приказ является незаконным.

В соответствии с 40 Дисциплинарного устава ОВД РФ (утв. Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1377), дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

Из материалов дела следует, что никаких негативных последствий, от того, что я не доложил рапортом об изменении семейного положения, не наступили. Допуска к секретным сведениям я лишен не был.

Ответчиком не дана надлежащая оценка обстоятельствам проступка, касающимся обоснованности применения в отношении меня такой крайней меры дисциплинарного взыскания, как увольнение со службы в органах внутренних дел. Поскольку закон предоставляет руководителю органа внутренних дел возможность избрания для сотрудника, допустившего нарушение служебной дисциплины, иной, более мягкой, меры дисциплинарной ответственности, чем увольнение со службы в ОВД, ответчику в соответствии со ст. 40 Дисциплинарного устава ОВД РФ принять во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, наступившие последствия, что сделано не было.

Между тем, как следует из текста заключения по результатам служебной проверки, наступление каких-либо негативных последствий не установлено. На необходимость выяснения данных обстоятельств указывалось и в п. 7 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).

Более того, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 50 ФЗ «О службе в ОВД РФ…», на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может быть наложено дисциплинарное взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 3 ст. 50 ФЗ «О службе в ОВД РФ…»).

Увольнение по п. 7 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД РФ…» (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя), является отдельной мерой воздействия и самостоятельным основанием для увольнения, в связи с чем, привлечение к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по п. 7 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД РФ…», является незаконным.

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ

по факту признания незаконным приказа УМВД России по Ивановской области от 09 декабря 2019 г №2390 л/с

С данным приказом я не согласен по следующим основаниям: из данного приказа следует, что я уволен на основании п. 7 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД РФ…» (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя).

Между тем, как мной указано выше, в силу ч. 3 ст. 50 ФЗ «О службе в ОВД РФ…», за каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Неоднократное совершение дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий. Иное означало бы двойное наказание за один и тот же проступок, чем нарушались бы конституционные принципы равенства и справедливости. Аналогичная позиция изложена и по схожим правоотношениям в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 г. № 6-П.

……….»

Мы правильно понимаем, что Леониду Зубкову поставили в вину следующее: почему он, будучи в отпуске- вступил в брак, сыграв свадьбу, но не побежал на следующий день к руководству УМВД с докладом о изменении своего семейного положения???

Как назвать все то, что здесь изложено? И как это оценить по совести? И как оценить это по закону?

Делом Леонида Зубкова в настоящее время занялся опытный юрист коллегии адвокатов г. Москвы «Новый Арбат» Эльдар Таиров. За его практику многие несправедливо уволенные сотрудники полиции были восстановлены на работе судами.

Все услышанное и показанное нашими журналистами в этих видеорепортаже и статье- является версией событий, известной во многом журналистам лишь со слов опрошенных и интервьюируемых лиц, предполагающих, по многим признакам что в действиях упомянутых в репортаже должностных лиц имеются признаки серьезных нарушений законов РФ. Проведенное нами журналистское расследование по нашему мнению не только выявило новые и вновь открывшиеся обстоятельства дела, но и обоснованно ставит под сомнение выводы предыдущих проверок.

У журналистов возникло много вопросов к должностным лицам, в частности:

  1. Почему при служебных проверках в УМВД по Ивановской области не были объективно исследованы все обстоятельства дела?
  2. Почему в вину уволенному сотруднику полиции ставят обращение за необходимой ему медицинской помощью и якобы неисполнение им должностных обязанностей при нахождении в отпуске?
  3. Как осуществлялся прокурорский надзор прокуратурой Ивановской области по всему происходящему?

Несмотря на прошедшие сроки, ответов на поданные журналистские запросы из УМВД по Ивановской области СМИ до сих пор не получило.

Авторы этого журналистского расследования просят считать эту публикацию: видеорепортаж и статью-открытым обращением к министру МВД РФ, в Следственный Комитет России, в Верховный Суд России и Генеральную Прокуратуру Российской Федерации, а также к депутатам Федерального Собрания Российской Федерации- Государственной Думы для проверки всей изложенной в них информации.

Наши журналисты продолжают вести журналистское расследование, наблюдая за всеми происходящими событиями. Обо всем увиденном мы будем информировать аудиторию нашего СМИ в продолжении этого материала.

После всего увиденного наши журналисты задались вопросом: почему сотрудники полиции так редко открыто протестуют против нарушения своих прав?

Почему их протест часто принимает такие печальные формы, как указано в процитированных нами публикациях многих СМИ??? Как относится к гибели людей?
Почему, если верить рассказам многих бывших сотрудников полиции, во многих региональных подразделениях МВД РФ стало чуть ли не нормой нарушение прав сотрудников полиции, хамство руководства, отсутствие перспективы получения жилья, недостойная оплата труда, неоплачиваемый ненормированный рабочий день, смешная пенсия???

По мнению и предположениям опрошенных журналистами бывших сотрудников полиции: обычно в коллективе любого подразделения полиции все сотрудники это знают и все молчат.

Предположительно: у всех одна мысль: «немного потерпеть до пенсии и гори все огнем».

Кто-то не выдерживает увольняется, кто-то спивается, кто-то заканчивает жизнь самоубийством, но все молчат.
По нашим наблюдениям: коллективы отделов состоят из сотрудников с разной выслугой лет, и те кто отслужил 10 и более лет. Предполагаем, что эти сотрудники будут терпеть проблемы, если им даже проход на работу сделают платным, потому что для них приближается по сути нищенская пенсия в 15 тысяч рублей. Девиз этих сотрудников «как все за…..ло».
А если кто-либо из сотрудников полиции начинает открыто бороться за свои права, его все коллеги мысленно поддерживают, но реально боятся это показать и наблюдают как его зачастую по сути- выживают с работы. А наблюдают видимо с такой мыслью: «ну хоть от меня отвлеклись»?

С этими сотрудниками- по мнению многих исследователей проблемы- руководителям можно делать что угодно.

Поэтому отделы полиции где мало возрастных сотрудников потенциально являются очень протестными? Сейчас молодые люди приходящие работать в отделы полиции, зачастую возмущаются этим порядкам, в результате: поработают год, два и увольняются.

Что же получается? Получается, что у большинства сотрудников полиции в России формировался комплекс жертвы или т.н. «столькгомский синдром»? Причины такого поведения кроются в системе угнетения, через бюрократию.

Эту систему лепили много лет и она показала свою эффективность в плане экономии бюджетных средств. Во-первых, огромное количество средств экономиться на не выданных единовременных социальных выплатах на жилье. До сих пор в очереди на получение этой выплаты находятся более 90 тысяч сотрудников ОВД по стране. Во-вторых, экономия денег на оплате сверхурочного времени. В — третьих, экономия средств на выплату пенсии, не все дорабатывают. В-четвертых, экономия средств на выплатах за поднаем жилья. Возможно на это все деньги и выделяются, только не доходят до сотрудников полиции.
Да и как протестовать сотрудникам полиции? Коллектив отдела полиции по наблюдениям исследователей- разобщен во всех отделах. Сделать итальянскую забастовку, но бумажки все равно нужно печатать, сроки идут. Говоря простым языком: как смогут сотрудники даже рот открыть пр возможных негативных последствиях?

Разве смогут сами сотрудники полиции защитить свои права внутри системы? Предполагаем, что нужен общественный контроль, нужен общественный резонанс по каждому случаю административной травли сотрудника, нужно объединятся бывшим сотрудникам полиции( как и не доработавшим до пенсии, так пенсионерам МВД) для грамотного озвучивания обществу этих проблем.

Складывается впечатление, что сотрудники полиции сейчас очень и очень слабы морально, юридически и практически. А как известно права есть только у сильных, к слабым применяется только милосердие и то не всегда. Система их просто поработила, и эту ситуацию надо менять.

Задайте себе сами логичный вопрос: как может затравленный сотрудник полиции надлежащим образом исполнять свои обязанности??? Как он может эффективно защитить людей, если сам нуждается в защите???

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.» — Когда-то мудро говорил Вольтер.

А от чего и от кого зависят многие сотрудники полиции?

Авторы материала:
Георгий Алпатов, Мария Жулитова

Материал подготовили:
Сергей Феникс
Анастасия Белявская
Алена Вотинцева
Лиана Кошерокова
Константин Круглов
Марат Каримов
Майер Ягуар
Лана Румянцева
и др. сотрудники ОСЖР

В материале использованы фрагменты из публикаций иных средств массовой информации, социальных сетей, сети Интернет и иных открытых источников.

Мнение редакции может не совпадать со мнением в приведенных источниках и со мнением опрошенных журналистами лиц.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here